"МАРШАЛ-2"                               пр. Маршала Жукова, 41

Понедельник, 13.05.2024, 20:10

Вы вошли как Гость | RSS | Главная |Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | Камера

Главная » Статьи » Всё о ТСЖ

Малый бизнес в ЖКХ

К истории вопроса

В начале 90-х гг. население России оплачивало всего 4 % эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальная часть средств на покрытие расходов дотировалась из государственного бюджета. В условиях перехода на рыночную экономику стало очевидно, что сложившаяся система финансирования ЖКХ полностью себя изжила. Возникла необходимость в реформировании отрасли, совершенствовании ее финансирования, переходе на рыночные принципы работы в сфере производства услуг ЖКХ России.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации” утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

Основными целями реформирования ЖКХ являются:

– обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
– снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
– смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Но и сегодня, состояние жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры Российской Федерации по-прежнему остается неудовлетворительным.

В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:

– велик (70–75 %) износ основных фондов;
– около 5 % жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;
– медленно идет процесс коммерциализации;
– финансовое состояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рыночной экономики;
– у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;
– велика доля бюджетного финансирования при недостаточности доли населения – реального потребителя коммунальных услуг;
– частные инвесторы не спешат взять на себя функции управления производством коммунальных услуг из-за убыточности большинства предприятий и организаций и неопределенности с источниками их финансирования.

Эксперты в один голос утверждают, что осуществляемая с 1993 г. экономическая реформа ЖКХ в России идет сложно и медленно, а полученные результаты пока незначительны.

Трудности реформирования ЖКХ связаны с запущенностью этого сектора экономики, наличием противоречивых тенденций в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.
Целесообразно постепенно увеличивать тарифы за коммунальные услуги для физических лиц, с тем, чтобы со временем тарифы для населения сравнялись с тарифами для юридических лиц. Однако при этом должна эффективно работать система социальной защиты граждан (семей) с низкими доходами.
Установленные сроки перехода на 100-процентную оплату населением эксплуатационных издержек необоснованны, так как главными целями являются социальная стабильность и поддержка процесса населением страны.
Сегодня очевидно одно: на всех уровнях власти должны более серьезно и активно заниматься проблемами ЖКХ, а не перекладывать функции управления убыточным хозяйством на частных инвесторов, население и рынок.

Анализ преобразований жилищной системы

Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних лет, дали некоторые положительные результаты. Существенно изменилась структура собственности жилищного фонда Российской Федерации. После приватизации доля частного жилищного фонда составила более 60 % (включая жилищные и жилищно-строительные кооперативы). Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. В двух десятках регионов проводится эксперимент по использованию новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса путем внедрения системы персонифицированных социальных счетов граждан. Продолжается процесс передачи муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Существенные изменения произошли и в форме участия бюджетов в жилищном строительстве. Частные компании и индивидуальные застройщики обеспечивают более половины ввода нового жилья. Однако и сегодня сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей жилищно-коммунальных услуг. Практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг, в связи с тем, что привлекательные для бизнеса условия, прежде всего налоговые, до сих пор четко не сформулированы. Углубляется несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Как следствие, количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз.

Необходимость активного участия государства в обеспечении нормального функционирования ЖКХ определяется тем, что ЖКХ является не просто одной из отраслей экономики, но сферой жизнеобеспечения российских граждан, т.е. фактором, обуславливающим состояние национальной безопасности. Анализ основных результатов проведения преобразований позволяет сделать следующие выводы: Провозглашенная новая жилищная политика являлась взаимосвязанной и согласованной по своим основным направлениям, исходя из установленных целей, что позволило на федеральном уровне формировать основную законодательную и нормативную базу. Темпы проведения намеченных преобразований сдерживались как внутренними сложностями установления баланса между принципами экономической и социальной эффективности в жилищной сфере, так и внешними факторами, связанными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и медленным продвижением по проведению структурных реформ. Глубокого реформирования в сфере ЖКХ за эти годы не произошло. В целом система функционирования жилищно-коммунального комплекса остается неэффективной, обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли не удалось. Серьезной проблемой является отсутствие комплексного подхода к реформированию жилищно-коммунальной сфере. Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХ свидетельствует о недостаточности объемов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал не идет в ЖКХ, поскольку организации в этой сфере малорентабельны и убыточны. Кроме того, ЖКХ характеризуется большой затратностью, значительными материальными потерями, низкой зарплатой и отсутствием увеличения прибыли.

Источники финансирования организаций ЖКХ

Рыночная экономика охватывает целый ряд отраслей, особое место среди которых занимает ЖКХ. Рынок жилья и коммунальных услуг открывает возможности для свободного перелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Одновременно функционирование рынка жилья создает заинтересованность работников в результатах своего труда. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамках начавшейся жилищно-коммунальной реформы.
Финансовые отношения предприятий жилищно-коммунального комплекса не соответствуют требованиям рыночной экономики. Их состав и, главное, структура должны быть усовершенствованы с учетом развития финансово-кредитных отношений в отраслях, где предприятия были приватизированы, а экономические реформы начаты еще
в 1992 г.
Главная задача экономической реформы ЖКХ состоит в переходе от бесплатного или почти бесплатного предоставления жилья и коммунальных услуг к оплачиваемому населением, с учетом его качества.
Выполнение этой задачи началось с 1997 г. в условиях снижения реального уровня жизни населения, сложившейся привычки людей к бесплатному предоставлению жилья и низкой, в пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапе реформы наблюдались коренное изменение жилищного законодательства, изменение структуры жилищного фонда и предприятий отрасли по формам собственности, переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и предприятий ЖКХ, совершенствование финансовых отношений в отрасли. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением мер социальной защиты населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, антимонопольного регулирования и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:

– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
– дотации федерального бюджета;
– дотации региональных бюджетов.

До реформы платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи предприятий и организаций – 20 %, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.
За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80 %. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.
Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40 % от бюджетов.

Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.
Анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние жилищного фонда, обновление производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению.
Несмотря на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке федерального центра положительные изменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и прочие.

Основные цели реформирования ЖКХ России:
– обеспечение населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;
– снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
– смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья, и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
– переход отрасли на самоокупаемость.

Основные способы достижения указанных целей:
– совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
– переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;
– совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т. ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
– совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Реформа ЖКХ предполагает:
– переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию
перекрестного субсидирования;
– увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора
организаций, предоставляющих эти услуги.
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
– сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг семьям с низким доходом;
– необоснованного снижения качества услуг по сравнению с тем, которое предусмотрено
договорами найма;
– введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление реформирования – совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:
– создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и
устойчивости работы отрасли;
– совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и
платежеспособностью потребителей;
– повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ;
– сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся
бюджетные ресурсы на социальные цели;
– повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при
обеспечение эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.

Единая государственная политика в области ЖКХ

Важнейшей задачей государства являются координация основных мероприятий реформы ЖКХ с другими проводимыми реформами и обеспечение согласованности действий на федеральном, региональном и местном уровнях. Успех реформирования во многом будет определяться тем, насколько полноценно будут финансово обеспечены расходные обязательства по поддержке ЖКХ, которые передаются на муниципальный уровень. Органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление этим имуществом. Для этого они должны нанимать такие управляющие компании (муниципальные предприятия или организации другой формы собственности), которые будут самостоятельны в принятии управленческих решений при контроле со стороны собственника; стимулировать создание объединений собственников жилья. При формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКХ целесообразно, чтобы со стороны заказчика услуг выступали совместно управляющая компания и администрация муниципального образования. В этом случае управляющая компания будет нести ответственность в пределах платежей населения, а администрация МО - в пределах сумм бюджетного дотирования предоставляемых услуг. Главное - найти паритет интересов муниципалитета, инвестора и населения. Одним из возможных стимулов создания объединений жильцов было бы введение механизма адресной помощи объединениям собственников. В настоящее время, декларируемое равенство прав на финансовую поддержку граждан, входящих в ТСЖ, и остальной части населения не реализуется, что ведет к возникновению задолженности ТСЖ перед коммунальными службами. Должны быть созданы механизмы, которые обеспечат профессиональное конкурентное управление жилищным фондом. При этом собственник (в том числе муниципалитет) или их объединение (товарищество собственников жилья) будет выбирать ту управляющую компанию, которая в пределах заданных ей финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание здания и предоставление жилищно-коммунальных услуг. Решать эти задачи такая управляющая компания может через заключение договоров с другими организациями, а также собственными силами. Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования. Процедуры тарифного регулирования должны работать на развитие механизмов партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения. Важная задача - стимулирование через договорные отношения перехода на приборный учет потребляемых ресурсов, на возможность потребителем регулировать объем потребления (например, теплоносителя) и на оплату по фактическому потреблению ресурсов.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг в РФ и их реальная себестоимость несоизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в развитых странах, ни в странах с переходной экономикой оплата ЖКУ не играет такой большой роли в бюджетах домохозяйств, как в России. Так, доля расходов на ЖКУ колеблется от 9,2 % совокупного семейного дохода в Австрии до 3,4 % в Швеции; в Венгрии - 10,8 %; в Польше - 9,9 %. По выводам многих специалистов, доля платежей за ЖКУ не должна превышать 10 % от семейного дохода, так как за пределами этой цифры начинается быстрый рост неплатежей, а, кроме того, превышение этой доли для малообеспеченных семей ведет к необходимости отказываться от жизненно важных товаров и услуг, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием.

Проблема стимулирования притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры требует изменения режимов взимания НДС и возможной отмены этого налога в отраслях ЖКХ в период проведения реформ. Проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. Так, при том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-3%. Очевидно, что замена оборудования увеличивает долю амортизации до 30-40 %, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно - к росту тарифов для населения. Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере. Важнейшая задача - стабилизация налоговой политики. Надо определить условия налогообложения в ЖКХ, закрепив на перспективу уровень нагрузки на инвестора. В любом случае большая ясность в отношении налоговой политики будет способствовать снижению рисков для инвесторов в сферу ЖКХ.
Особое внимание следует также обратить на то, что сложившиеся в настоящее время отношения между участниками инвестиционного процесса в жилищном строительстве требуют совершенствования нормативной базы, регламентирующей процесс с момента выдачи разрешения на строительство до полной готовности объекта, в том числе принятия мер, исключающих возможность осуществлять строительство без наличия разрешения на него. Очевидно, что многие положения реализуемой в настоящее время программы реформы ЖКХ нуждаются в корректировке и дальнейшей проработке. Изложенные выше предложения в случае их реализации способны ускорить реформу, придать ей позитивный характер. Жилищно-коммунальная сфера должна превратится в сферу динамичного развития и социальной стабильности.

Малый бизнес и ЖКХ

Прежде чем рассматривать положение малого бизнеса в системе ЖКХ, целесообразно задаться несколькими вопросами, которые возникают из словосочетания «малый бизнес и ЖКХ».
Во-первых, считаем, необходимым обосновать актуальность темы ЖКХ и малого бизнеса. Почему обозначенная тема вызывает споры? Почему малый бизнес не спешит в ЖКХ? В чем выгода предпринимателей в области ЖКХ?
Во-вторых, важно выявить проблематику сферы ЖКХ и малого бизнеса. Какие сложности возникают у предпринимателей? С чем это связано?
Эксперты, исследующие проблемы ЖКХ считают, что для создания благоприятных условий представителям малого бизнеса и привлечения их в жилищную и коммунальную сферы необходимо:
- осуществить финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса;
- законодательно установить единый порядок тарифного регулирования;
- перевести отдельные виды услуг на самоокупаемость;
- провести детальный анализ системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований;
- создать реальные рыночные отношения в сфере управления жилищным фондом.

А для выполнения всех этих условий, как уже говорилось, требуется государственная поддержка модернизации и реконструкции объектов ЖКХ.

За время проведения реформы в некоторых российских регионах наметились положительные тенденции. К примеру, в Иркутской области на территории трех муниципальных образований проведен эксперимент по передаче в доверительное управление частным предпринимателям жилищного фонда, созданы частные управляющие компании. В ряде городов России осуществлен перевод отдельных видов услуг на полную оплату населением, что является привлекательным для частных предприятий. В 19 субъектах Российской Федерации проводится эксперимент по внедрению новой экономической модели реформы ЖКХ путем перевода бюджетных дотаций на персонифицированные социальные счета граждан. В ряде регионов функции по социальной защите граждан при оплате жилья и коммунальных услуг переданы органам соцзащиты.

Применение тех или иных механизмов привлечения частного бизнеса в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг зависит от норм действующего законодательства, определенных местных условий, а в большей степени воли органов местного самоуправления, их желания навести порядок в этой сфере муниципального хозяйства.

Безусловно, в нашей стране, в сфере ЖКХ – очень большие проблемы и не всякий предприниматель рискнет своим бизнесом, погружаясь в них. Более 290 миллионов квадратных метров или 11 процентов всего жилого фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения. Еще 250 миллионов квадратных метров или 9 процентов требуют реконструкции. Около 20 процентов городского жилого фонда не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В целом по России в неблагоустроенных квартирах проживают около 40 миллионов человек - каждый третий-четвертый.
Для достижения намеченных целей необходимо, как считают эксперты, обеспечить финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества предоставляемых услуг, обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, оказывать государственную поддержку модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса.

Программные мероприятия включают инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению услуг, совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере и формирование благоприятных условий для привлечения в нее инвестиций.
Слаженные действия всех уровней власти, выполнение ими поставленных подпрограммой задач позволят обеспечить повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг - главные цели проводимых преобразований в ЖКХ.

Петербург и реформа ЖКХ

В Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы сказано, что кризисное состояние комплекса городского хозяйства Санкт-Петербурга обусловлено недостаточно эффективной системой управления, дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективным управлением, большими потерями энергоресурсов.

Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета Санкт-Петербурга.

Первоначально предполагалось, что при проведении экономических реформ в течение достаточно короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию городского хозяйства, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход.
В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 процентов объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере.

Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики Санкт-Петербурга и превращается в источник угроз для социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Так 40 процентов теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9 процентов водопроводных сетей изношены менее чем на 50 процентов, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25 процентов суточного потребления. Средний возраст основных фондов «Ленэнерго» составляет 28 лет при предельном сроке службы в 30-35 лет.

По этой причине планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Следствием этого стали дефицит мощностей электро- и теплоснабжения, водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
В то же время анализ большинства реализуемых в Санкт-Петербурге инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться построения полноценных договорных отношений. По этой же причине не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, не созданы равные условия для участников рынка разных форм собственности.
Монополизм коммунальных предприятий, недостаточное использование гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Несовершенным и недостаточно управляемым является и транспортный комплекс Санкт-Петербурга.

Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования комплекса городского хозяйства, необходимо использование программно-целевого метода.

Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004 – 2010 годы (далее – Концепция) включает в себя комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования, обеспечивающих:

совершенствование управления городским хозяйством;
улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания;
ликвидацию дотационности отраслей городского хозяйства и вывод ее в режим устойчивого достаточного финансирования;
адресную социальную защиту населения Санкт-Петербурга при оплате жилищно-коммунальных услуг;
повышение надежности и безопасности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения Санкт-Петербурга;
формирование благоприятных условий и механизмов для привлечения инвестиций в городское хозяйство;
повышение доходности отраслей городского хозяйства;
привлечение в эту предприятий малого и среднего бизнеса;
создание условий для перспективного развития городского хозяйства.
Естественно, что в сегодняшней кризисной ситуации городу самому не справиться с той финансовой нагрузкой, которая необходима для реализации всех намеченных планов. Помощь пришла от федеральной власти. 2 июля состоялось подписание договора о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда и дополнительного соглашения к указанному договору между государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ и администрацией Санкт-Петербурга.

Перед подписанием договора Владимир Путин отметил, что в соответствии с данным документом Санкт-Петербург получит "дополнительно 3,6 млрд. рублей на проведение капитального ремонта многоквартирных домов". "Это позволит отремонтировать 1207 домов, в том числе в исторической застройке Санкт-Петербурга. Условия проживания смогут улучшить 366 тысяч человек", - сказал глава правительства.

Договор о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда со стороны Фонда ЖКХ подписал генеральный директор Константин Цицин, со стороны администрации города - губернатор Валентина Матвиенко.
Комментируя подписание договора, генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин отметил, что сотрудничество Санкт-Петербурга и Фонда ЖКХ - пример использования кризиса как шанса. "Нестабильность всегда открывает возможность применять передовые решения, даже в такой традиционной отрасли экономики как ЖКХ. Приложив должные усилия к реформированию коммунальной сферы, Санкт-Петербург смог привлечь средства Фонда ЖКХ и весьма своевременно направить в отрасль почти 5 миллиардов рублей", - сказал он.
По словам Константина Цицина, эти средства позволят не только провести капитальный ремонт исторической застройки Санкт-Петербурга, но и обеспечат рабочими местами около 48 тысяч человек.

Что же касается предпринимательства, то сфера ЖКХ давно признана приоритетным направлением для реализации городской программы поддержки малого бизнеса. Поэтому создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач правительства Санкт-Петербурга. Малый бизнес Санкт-Петербурга стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая.

Сегодня можно смело утверждать, что основную нагрузку по решению проблем малого бизнеса в ЖКХ взял на себя Общественный совет по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга. В рамках Совета создана комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству, которая занимается всеми вопросами, связанными с деятельностью ЖКХ. Общественным советом были подготовлены и проведены несколько «круглых столов» на тему: «Почему малый бизнес не спешит в ЖКХ?»

Вопросы ЖКХ и участия в нем малого бизнеса обсуждались на VI Форуме малого предпринимательства Санкт-Петербурга в декабре 2008 года. Более того, в Резолюцию Форума вошел целый блок рекомендаций в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ.

В Резолюции, в частности, записано:
«Для обеспечения формирования рыночных отношений в ЖКХ и вовлечения малого бизнеса в жилищно-коммунальный сектор необходимо:
- обеспечить разделение функций социальной защиты населения и функцию обеспечения качественных услуг ЖКХ, для чего создать механизм перехода к предоставлению льгот в ЖКХ в денежной форме;
- при формировании и принятии новых тарифов на коммунальные услуги предприятий-монополистов предусматривать и указывать в нормативном акте составляющую на компенсацию управленческих расходов (агентского вознаграждения управляющих организаций) не менее 10% от основного тарифа;
- разработать единую информационную политику для привлечения малого бизнеса в ЖКХ и просвещения населения о своих правах и обязанностях, об объёмах обязательных услуг по содержанию дома и их стоимости, усилить информационное влияние посредством СМИ».

«Одна из основных задач стоящих сегодня перед ОМСУ, - задача привлечения малого бизнеса в ЖКХ, - рассказывает Андрей Обрядин – руководитель Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе города. - Для этого Министерством регионального развития РФ были разработаны нормативные документы и создана система отчётности, по которой успехи регионов в реформировании ЖКХ определялись по таким показателям, как, например: соотношение количества жилищного фонда управляемого частными и государственными предприятиями, количество жилищного фонда переданного в управление ТСЖ и т.д. Однако вместо действительного создания условий для пробуждения инициативы собственников помещений в многоквартирных домах и активности предпринимателей в Санкт-Петербурге эта задача решается формально. Поэтому вместо реальной реформы мы получаем её иллюзию.

В результате сохраняется монополия на рынке ЖКХ, доля малого бизнеса по факту остаётся неизменной. Надо было создать иллюзию привлечения частных компаний в ЖКХ, - пожалуйста: госпредприятия перерегистрируются в хозяйственные общества, а чтобы по первичным документам выглядело всё красиво, ЖКС № 2 Московского района стал владельцем 80 % долей в более чем двадцати таких же ЖКСов города. И вот вам, - более 50 % городского жилищного фонда обслуживается без участия государства. Но, организовав такие «частные» конторы и поставив перед ними задачу, стать конкурентно способными предприятиями, администрация стала всячески лоббировать их интересы, создавая только этим предприятиям б
Категория: Всё о ТСЖ | Добавил: Diput (06.02.2011)
Просмотров: 1563 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Статистика


Сегодня нас посетили



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Поздравляем с Днем рождения:

Поиск